Ассоциация "АЛЬФА - Краснодар"

Майкоп

Выстрел в Майкопе

29 мая 1997

При всем разнообразии форм терроризм как проявление организованного насилия един в главном - в отношении к человеческой жизни, которая в руках бандитов также ничтожна, как и в руках разномастных "идейных" борцов за свободу Страны басков, Кашмира или Северной Ирландии. И поэтому спецназ в России, помимо террористического подполья на Северном Кавказе, активно работает и с криминальными сообществами и бандами, нейтрализуя наиболее опасных "авторитетов" и боевиков. Одна из таких специальных операций проходила в 1997 году в столице Адыгеи городе Майкопе.

Бойцы Краснодарской "Альфы" изготовились для штурма. Часы показывали 7 часов 40 минут. За железной дверью - молчание, словно и нет там никого. Прозвучала команда "На штурм!", и когда с грохотом упала выбитая дверь, из комнаты резанула автоматная очередь, сразившая прапорщика Александра Дёмина.

Александр пришел служить в Региональный отдел специальных операций (РОСО) Управления ФСБ по Краснодарскому краю (так с октября 1996 года стала называться Краснодарская "Альфа") в марте 1997 года. Пришел из городского ОМОНа, в котором служил с 1989 года. Физически крепкий (рост под два метра), открытый и добродушный парень, он быстро освоился в подразделении.

Будучи профессиональным боксером, Александр, тем ни менее, много внимания уделял дополнительной подготовке. Его чаще других можно было застать в тренажерном зале или на татами. В составе оперативной группы и самостоятельно Дёмин отрабатывал приемы физического задержания с применением специальных средств.

Родился Саша 22 декабря 1969 года в городе Рыбачье Киргизской ССР. В составе отряда милиции участвовал в первой "чеченской" кампании, был награжден уважаемой еще со времен Великой Отечественной войны медалью "За отвагу". Мастер спорта по рукопашному бою, чемпион России 1995 года в этом виде спорта. Отец двоих детей - сына Никиты и дочки Даши.

В 1997 году Александр заочно закончил Краснодарскую Академию физической культуры. 28 мая досрочно сдал последний экзамен за 5-й курс. И хотя еще находился в учебном отпуске, - попросил свое руководство, чтобы его поставили на боевое дежурство.

К работе в Майкопе Региональный отдел специальных операций готовился заранее. Товарищи из Антитеррористического центра ФСБ вели разработку криминальных лидеров, подозреваемых в тяжких преступлениях с применением оружия и находившихся в бегах. Когда 28 мая поступили данные о том, что один из разыскиваемых преступников объявился в Майкопе, все пошло по заранее отработанному плану. Боевая тревога, быстрые сборы - и уже через два часа сотрудники отдела прибыли в столицу Адыгеи, где командир РОСО принял доклад о готовности провести силовое задержание.

29 мая "авторитет" был взят возле своего дома. Его личную машину блокировали сотрудники "Альфы". Сама операция заняла не более пяти секунд. Позднее задержанный признался, что он вообще ничего не понял, пока не оказался на асфальте. Однако психология преступника все-таки проявилась в этом человеке, когда на вопрос, кто остался в квартире, он дал лукавый ответ: "Жена и двое маленьких детей".

По оперативным данным, у "авторитета" имелось огнестрельное оружие. Поэтому следователь ФСБ попросил руководство РОСО оказать помощь при обыске квартиры задержанного преступника. В течение получаса чекисты безрезультатно звонили и стучали в дверь. Требовали впустить внутрь, сообщив о наличии санкции прокурора на обыск. Предупреждали об ответственности за возможное сопротивление. Ответом было молчание.

В 7 часов 40 минут было принято решение проникнуть в квартиру. Следователь, двое оперативников и трое бойцов "Альфы" подошли к двери. Отомкнули внешнюю железную дверь ключами, изъятыми у задержанного."авторитета", за ней оказалась вторая дверь - обычная, деревянная. Тогда чекисты еще раз потребовали отворить дверь, и опять никто не ответил. Участники операции расположились по такой схеме: двое по обе стороны от двери, Саша Дёмин - напротив, изготовившись к броску, оперативники и следователь - на лестничной площадке. После команды "Штурм!" с грохотом обрушилась выбитая дверь, и в ту же секунду последовала автоматная очередь. Александр откинулся назад, упал, невероятным усилием воли попытался встать, однако следом за пулями в него полетела граната. Раздался взрыв, и снова автоматная очередь.

Под практически непрерывным огнем товарищи эвакуировали Сашу и поместили в машину "скорой помощи". По пути в больницу молодой и крепкий организм не выдержал, - потом медики насчитали в его груди шесть пуль и многочисленные осколочные ранения.

Как оказалось, в злополучной квартире в момент штурма кроме женщины и двух детей находился ее родственник, который поначалу из трусости запретил отвечать на голоса и отпирать дверь, а затем, окончательно потеряв голову, открыл по чекистам прицельный огонь. Кроме Саши Дёмина автоматные очереди достали также двух оперативников Управления ФСБ по Республике Адыгея. Один из них от полученных ран скончался уже в госпитале в Москве.

Осознав, что произошло, преступник повел свою игру. Он стал периодически постреливать в комнате из автомата, кричал, что женщина и дети - заложники. Для пущей убедительности он выталкивал их на балкон, заставляя плакать и умолять не применять по отношению к ним силу. А под конец, в точном соответствии с криминально-террористическим жанром 90-х, потребовал валюту и автомобильный транспорт для его беспрепятственного выезда... ну, конечно же, в Чечню - эту оффшорную зону российской преступности.

В течение дня проводилась подготовка к проведению операции по обезвреживанию террориста и освобождению заложников - вне зависимости от того, являлись ли они в действительности живым щитом подонка или только участниками инсценировки, исполняя отведенную им роль. За это время были эвакуированы все жители многоквартирного дома, в котором засел убийца, а также обитатели окрестных строений. Задержанного утром "авторитета" вернули с полдороги домой для использования в переговорах с родственником. Сформировали штурмовые группы, расставили снайперов.

Участь преступника, находись он в квартире один, была бы предрешена, однако с ним продолжали оставаться женщина и ее дети. Начались трудные переговоры. "Объект ходит по квартире с автоматом и гранатой в руке, все больше нервничает", - докладывали наблюдатели в штаб. Его действия в любой момент могли привести к трагедии. Решено было пойти на прямой контакт с преступником.

Специфика деятельности сотрудников спецназа ФСБ не всегда понятна и интересна непосвященному человеку. Важен, как правило, результат. Уже поздно вечером, поддавшись убеждениям чекистов, преступник вышел из дома - и, естественно, был обезврежен.

Указом Президента прапорщик Дёмин Александр Владимирович посмертно был награжден орденом Мужества. По решению администрации Краснодарского края одна из улиц столицы Кубани названа его именем.

Павел Евдокимов Газета "Спецназ России", № 2 (30), февраль 1999 года

851

Фоторепортаж

Загрузка...